Лекция: общие основы анатомии хищных млекопитающих
Я хочу начать с того, что данная лекция является ОБОБЩЕНИЕМ. Нет и не будет универсального способа нарисовать животное. Но есть определённые общие черты. И о них я поговорю ниже. Так же я хочу подчеркнуть, что тут речь пойдёт в основном о хищных млекопитающих животных. У травоядных есть куча уникальных особенностей, о которых стоит говорить отдельно. Я молчу уже про птиц, рептилий и прочих-прочих. О них надо говорить отдельно.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Это не урок-срисовка. Это лекция, общее понимание, схема. Поэтому, если вы принялись срисовывать с моей схемы - то ментально бью вас по рукам. Здесь не про «Посмотри и нарисуй, как у меня». Здесь «Посмотри и пойми, как я это делаю, может быть, тебе это пригодится».
Далее будут присутствовать изображения скелета, костей. Если вы это не любите, то вам на рисование более невинных вещей. Тем, кто готов смотреть на скелеты и кости, советую устраиваться поудобнее. Итак. Погнали.
Основы анатомии хищных млекопитающих
-
Шаг 1
Почему знание анатомии важно? Зачем художнику знать кости и их расположение? На самом деле, понимание аспектов объекта помогает осознать, почему он выглядит так, а не иначе. Понимание позволяет нам запомнить это, то есть, упростить рисование в дальнейшем. Тем не менее, это никогда не спасёт вас от использования референсов. Смиритесь.
Я буду говорить о ПОНИМАНИИ анатомии хищных животных. За основу я взяла скелет собаки породы псовая русская борзая. Можете рассмотреть его: -
Шаг 2
Рассмотрите внимательнее, дальше я буду пояснять важные особенности, которые надо учитывать: Позвоночник не прямой. НИ-КО-ГДА. Напишите это себе на лбу. Никогда позвоночный столб не является прямой линией. У любого живого существа позвоночник изогнут. В нашем случае это переход от шеи к позвоночнику и потом к хвосту.
У животных, в принципе, набор костей примерно такой же, как и у людей, но всё же деформированный. Это происходит за счёт иного образа жизни: человек прямоходящий, животные - ходят на четырёх ногах. Ниже я прикреплю рисунок, на котором я это наглядно прописываю. Получается, что животные ходят не на стопе, как мы с вами, а на пальцах. Они как бы вечно ходят на цыпочках.
У животных нет ключиц. Ключица нужна, чтобы совершать передними конечностями сложные действия. Исключение из правила есть: приматы, летучие мыши, грызуны, кроты. Как следствие, у них иная форма груди. Примерный и общий набросок животного спереди выглядит следующим образом: -
Шаг 3
То, что я написала выше - это общие и поверхностные особенности, необходимые для понимания того, как правильно рисовать животное.
А теперь взглянем на схему, которую я изобразила на основе скелета выше и каждый пункт разберём отдельно: -
Шаг 4
1. Позвоночник всегда изображается плавной динамической линией. Никогда не бывает прямой линии. Позвоночник как бы перетекает в хвост. Хвост не может находится под прямым углом, он всегда немного вытекает из места прикрепления к телу. Рассмотрите своего кота или собаку (или фотографии животных в интернете). Хвост не крепится под прямым углом.
2. Рёбра или грудная клетка зачастую (опять же, есть исключения) очень крупная. Животному нужен больший объём лёгких относительно своего тела, чем человеку. Животное чаще находится в состоянии физической активности.
3. Передние конечности (лопатка, плечо, предплечье, «лапа» или пальцы) как правило не сильно мощны, но при этом несколько длиннее задних конечностей.
4. Задние конечности (бедро выражено, собственно, бедром и тазом, а так же пяткой и «стопой» или пальцами) помощнее. Именно они задают силу бега и прыжка у животного. Так как я изобразила только скелет, то факт «мощности» этих конечностей может быть не так заметен. Тем не менее, если вы начнёте сравнивать, то поймёте, что «мяса» на задних конечностей у животного больше, чем на передних.
5. Синим цветом на моей схеме прорисован живот. Зачастую животные худощавые и поджарые, живот у них впалый, особенно у собак. Но бывают исключения. Животные, так же как и человек, могут быть толстыми. Жир у них в основном откладывается на боках и животе.
6. Череп. И череп нуждается в отдельном пояснении. Многие люди по неумению рисуют животных с приплюснутыми мордами, особенно в этом смысле достаётся кошкам. Здесь хочу показать, что у животного лицевая часть выражена больше, чем затылочная, чего не скажешь о человеке. Помните об этом, когда рисуете животное: морда должна быть вытянутой, как бы выдвигаться вперёд. Если человеческое лицо можно назвать плоскостью, на котором существует нос-рот-глаза, то вот у животного морда - это смесь носа и рта. Сравните. -
Шаг 5
А теперь о важном: то, что я расписала выше является лишь основой, поверхностным пониманием. Если вы хотите освоить рисование животных, их нужно рисовать каждого в отдельности, изучать особенности. Это долго.
Нет, не так.
Это ОЧЕНЬ долго.
Именно поэтому хитрые художники придумали референсы. Таким образом мой пак референс на момент рисования этих набросков состоял из следующих фотографий: -
Шаг 6
Изучая каждого животного в отдельности или рисуя его для конкретного рисунка вам будет полезно взять кучу фотографий этого животного и попробовать нарисовать его, понять, что и куда крепится, проанализировать. Данный тип рисунка называют аналитическим скетчингом. Время от времени приходится к нему возвращаться, потому что держать в голове ВСЮ информацию по анатомии животного невозможно. Но если вы изучали это однажды - освежить свою память будет легко.
В конце прикреплю картинку, которая получилась в процессе создания этого небольшого конспекта. Думаю, на примере этой картинки важность понимания анатомии будет виднее. Изучайте анатомию и рисунок, если вы хотите заниматься этим. И рисуйте с интересом и удовольствием.